Не стал бы переносить сюда и обращать внимание,если бы,уже мои внуки, не учились в школе.Ученые заявляют о разгроме российского гуманитарного образования и призывают Минобраз к ответу
По мнению профессоров, власти создают поколение, не способное думать 29.11.12 13:36
Екатеринбург, Ноябрь 29 (Новый Регион, Ольга Тарасова) – Ученый совет филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова выступил с заявлением протеста против политики Министерства образования и науки России в области гуманитарных наук. Десятки подписавшихся под обращением профессоров университета считают, что продолжение реформы приведет к дальнейшему снижению грамотности среди населения, к неумению молодыми людьми выражать свои мысли, к деградации учительского состава и так далее. Уральские ученые согласны со многими высказываниями своих московских коллег, считая, что Россия, стремясь перестать быть гуманитарной страной, теряет свой главный козырь.
Московские филологи считают, что Минобраз уничтожает гуманитарные науки
На днях на сайте факультета филологии МГУ появилось заявление о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, которую проводит министерство образования. Его принял и подписал Ученый совет факультета, в состав которого входит декан, заместители декана и десятки профессоров вуза. По мнению составителей, Минобрнауки пытается вырастить поколение людей, не способных самостоятельно думать.
«Политика российских властей в области образования обусловлена совокупностью причин. Во-первых, это стремление власти окончательно уничтожить «советскую» составляющую «постсоветского» образования, в случае с русской классической литературой – резко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите. Во-вторых, это понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования. И в-третьих, это стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования, а в перспективе сделать его частично или полностью платным», – говорится в заявлении о причинах, которые могли побудить Минобрнауки к проведению реформы.
Что касается последствий, то, по мнению преподавателей МГУ, катастрофа в образовании уже произошла, причем на всех уровнях – начиная от школ, заканчивая вузами. Так, в школах уже фактически отменены уроки литературы (согласно стандарту второго поколения, сейчас в средней школе есть предмет «русский язык и литература» – говорится в заявлении, прим. НР), а подготовка к сдаче ЕГЭ ставит под сомнение качество преподавания и усвоения предмета.
«В результате введения ЕГЭ, резкого сокращения часов в школе на порядок упал уровень преподавания русской литературы, уровень ее знания, уровень ее воздействия на учащихся. С отменой сочинения учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации; естественно предположить, что цель такого среднего образования – создание потребителя, «управляемой массы», – считают члены Ученого совета филфака МГУ. – Созданы условия для деградации учительского корпуса, обреченного на «подготовку к ЕГЭ» и на работу с сомнительными по качеству учебниками, пособиями, методическими разработками».
Если говорить о высшем образовании, то вузы в последние годы столкнулись с повсеместным сокращением бюджетных мест на гуманитарных факультетах, а преподаватели отмечают: уровень грамотности поступающих студентов с каждым годом все ниже и ниже.
«В условиях, когда студенты не способны внятно формулировать мысли, министерство образования развернуло кампанию по сворачиванию филологического (и, шире, гуманитарного) образования в вузах. По данным УМО филологического факультета МГУ, на протяжении последнего десятилетия бюджетный набор на фундаментальные университетские направления гуманитарной подготовки сократился как минимум втрое», – говорится в заявлении.
Также в обращении упоминается о сокращении финансирования гуманитарных наук, о признании «неэффективными» многих гуманитарных и творческих вузов, выражается полнейшее недовольство действиями властей. В связи со всеми перечисленными причинами подписавшиеся под заявлением заявили о «неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, которую проводит министерство образования и о недоверии чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют».
Кроме того, преподаватели МГУ считают, что Министерство образования и науки должно огласить данные, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства за последние 20 лет и уровень нанесенного им ущерба. В том числе, от министерства требуют рассказать, сколько школ было закрыто за этот период по всей стране, озвучить размеры государственного и иного финансирования программ, огласить результаты ЕГЭ по всем регионам России и по всем образовательным дисциплинам с момента его внедрения. В заключение Ученый совет призывает своих коллег к дискуссии, чтобы выработать возможные пути выхода из сложившейся катастрофической ситуации.
Уральские ученые: «Россия – по определению гуманитарная страна, нельзя этого терять»
Представители гуманитарных факультетов свердловских вузов, с которыми удалось пообщаться «Новому Региону», в один голос заявили: «Россия – по определению гуманитарная страна. И если это потеряем, потеряем свой конек». В целом по многим пунктам они согласны с московскими коллегами.
«Я считаю, что сокращение бюджетных мест на гуманитарных факультетах – это решение непродуманное, имеющее в будущем серьезные негативные последствия для общественно-политической жизни нашей страны, – отметил в беседе с «Новым Регионом» декан факультета журналистики Института гуманитарных наук и искусств УрФУ Борис Лозовский. – Если когда-то мы на бюджет принимали по 75 человек, то сегодня только 15. И такое сокращение прошло по всем гуманитарным факультетам. Сегодня власти говорят о том, что нужно создавать и популяризировать национальную идею России. Но кто будет этим заниматься, если у нас не будет профессионалов? Россия – гуманитарная страна, потеряв это, мы потеряем свой конек».
О значительном сокращении «на бюджете» рассказал и декан факультета филологии того же института УрФУ Валерий Гудов. Вместо 85 мест на первый курс бакалавриата в 2006 году сегодня набирают лишь 33, хотя в магистратуре количество мест увеличилось с 10 до 30.
«То, что финансирование образовательных программ в гуманитарной сфере значительно сократилось – это правда. Реформа идет непросто, у всех много вопросов и претензий, а решений, которые бы всех устроили, я думаю, дождемся не скоро, – считает Валерий Гудов. – Я не думаю, что у властей есть умысел уничтожить гуманитарное образование, есть желание оптимизировать денежные потоки. Притом, что денег на образование вообще всегда не хватает, сегодня власти решили, видимо, вкладывать в инженерные специальности, в развитие науки, нанотехнологий, рассчитывая, что потом это даст отдачу в виде прибыли для всей страны. Логика, конечно, понятна, но мне, как представителю гуманитарных наук, не приятна и не близка».
Также декан филфака отметил, что студенты сегодня утратили навыки в принципе воспринимать учебную информацию: они не могут вычленять главные мысли и отбрасывать побочные, не могут вести конспекты, упал уровень грамотности.
«Понятно, что сегодня совершенно другой социум, другое инфополе, нежели было лет 50 назад. И мы сейчас пытаемся понять причины, почему некоторые навыки утрачиваются. Например, по словам учителей, если в младших классах школьники еще много читают, то уже в средней школе большинство из них в книги не заглядывают, черпая информацию из других источников, – пояснил Валерий Гудов. – ЕГЭ, с точки зрения гуманитарных наук, конечно, правильно критикуют, хотя он с годами меняется, пытается совершенствоваться. Но тут есть еще вопрос школьным учителям: должен ли он бросить все и лишь готовить ученика к тестам? Можно же сохранить преподавание на высоком уровне, обсуждать произведения и так далее. Это уже из сферы профессиональной этики».
Смотрите КИАЦ-бегущая строка.
Ещё.В день Победы,9 мая,вышла местная газета,где было написано,что Великая Отечественная война закончилась 2 сентября 1945г..(а не 9 мая).
И ещё.Учитель нач.классов на линейке,этого же праздника,сказала:"..а что такого плохого сделал Гитлер?".А в пришкольном участке стоит памятник Н.Кузнецову(герой Советского Союза,чье имя носит школа),про которого, она же,спрашивает:"...а что,он здесь родился?".
В газете-неправильно,учитель-неграмотный. Что деется!?