Казаки: государевы слуги или опричники?
Чему и кому служат сегодня казаки? Задаться этим вопросом заставило сообщение о создании в Ростовской области казенного учреждения «Казаки Дона». Как сообщили корреспонденту КАВПОЛИТА в пресс-службе министерства внутренней и информационной политики Ростовской области, этот вопрос рассматривался несколько дней назад, 5 февраля, на заседании регионального правительства.
«Казаки Дона»
Структура будет создана в целях реализации государственной политики в отношении казачества. Учредителем его станет правительство Ростовской области. Штаб ГКУ «Казаки Дона» будет находиться в Новочеркасске, на проспекте Ермака, 23. Штатная численность работников учреждения не превысит 247 человек.
Произойдет это уже после того, как губернатор области Василий Голубев подпишет постановление о создании ГКУ «Казаки Дона». Главе департамента по делам казачества Игорю Казарезову поручено в четырехмесячный срок утвердить устав нового учреждения, согласовав его с региональным министерством финансов. Кроме того, Игорю Казарезову необходимо принять решение о назначении директора учреждения на конкурсной основе и успеть в срок заключить с ним трудовой договор, а также составить штатное расписание на 2014 год.
По большому счету подобный шаг – это последствие «бархатной» революции, произошедшей в Донском казачестве еще в прошлом году, когда атаманом ВВД стал тогда еще бывший вице-губернатором Ростовской области Виктор Гончаров. Лишился своего поста 9 января 2014 года.
Он сменил атаманившего 12 лет Виктора Водолацкого – человека неординарного, славившегося различными, подчас даже скандальными заявлениями. Персоны столь яркой, что его кандидатура нередко всплывала, когда освобождалась очередная высокая чиновничья должность в ЮФО и СКФО. Одно время его фамилия даже мелькала среди кандидатов на должность губернатора Ставрополья.
Практика, когда атаман является или в недалеком прошлом был крупным чиновником, в общем-то, распространена во всех регионах, где существуют реестровые казаки.
О том, что в ВВД будут структурные изменения, Виктор Гончаров намекал спустя несколько недель после того, как его избрали атаманом ВВД
«Нагрузка выросла. Поэтому возникла потребность реинжиниринга в системе управления структур, которыми я ведаю. Определенные перемены произойдут в структурах и Войска, и областного правительства. Я поставил срок – сделать это максимум до середины ноября. Если получится, как задумано, то в течение года сила и влияние ВВД резко возрастут. Губернатор области Василий Голубев нас в этом поддерживает», – рассказывал атаман в многочисленных интервью.
Плюс ко всему, на официальной веб-странице реестрового донского казачества сам атаман обозначил и задачи, которые должны решать казаки в ближайшее время. В частности, заниматься охраной общественного порядка, природы и окружающей среды. Особое внимание должно уделяться физической подготовке в казачьих кадетских заведениях, школах с казачьей составляющей и местных детских садах.
Казачий генератор идей
Если проанализировать всю информацию, выданную казачьими пиарщиками в начале февраля, можно без труда заметить, что все эти процессы, начиная с 2007 года, протекали и в Кубанском казачьем войске, где, кстати сказать, ГКУ «Казаки Кубани» существует уже несколько лет. В его штате более 800 казаков. В том числе атаманы отделов, 44-х районов, штабов, станиц и других, 32 спортивных инструктора, которые работают по развитию казачьих видов спорта, а также 38 руководителей творческих коллективов.
Вокруг создания этого учреждения в свое время было сломано немало копий: а нужно ли оно вообще?
В частности, бывший атаман ККВ Владимир Громов высказывался и высказывается вполне однозначно.
«Я в то время говорил, говорю и сейчас. Кубанское казачье войско и любое другое, состоящее в реестре, – это некоммерческие организации и, все они, согласно федеральному законодательству, могут получать государственную поддержку из бюджетов различных уровней напрямую. Так что создание подобной структуры – во-первых, это лишнее свидетельство недоверия к казачеству, во-вторых, стремление чиновников взять под контроль финансовые потоки в войске. Но зачем нужен еще один столь влиятельный казак-чиновник в ВВД, непонятно», – прокомментировал в телефонной беседе Владимир Прокофьевич, когда услышал от корреспондента КАВПОЛИТА новость о создании ГКУ «Казаки Дона».
Других смыслов в создание государственного казачьего учреждения атаман не вкладывает. Впрочем, скорее всего, их и нет. Все задачи, которые поставлены перед донскими казаками в нынешнем году, с различной степенью успешности пытаются решить и кубанские казаки.
Прошлый, 2013 год, в этом смысле оказался знаковым. В городах и станицах Кубани казаки все же вышли патрулировать улицы. Но кроме значка дружинника и соответствующего удостоверения члена ДНД никаких полномочий не получили.
Попытка вооружить казачьи дружины тоже обернулась пшиком. Прокуратура посчитала это стремление незаконным. Правда, пустые кобуры в казачьем обмундировании в мае прошлого года порядком повеселили народ.
Предпринимали казаки и робкие попытки охранять образовательные учреждения. Но и они оказались, мягко говоря, неудачными. Так, в Каневском казачьем хуторском обществе казаки-охранники, нанятые одним из ЧОПов, по собственной инициативе выходили на работу в полном обмундировании. И до некоторых пор к ним не было никаких нареканий. Пока не грянул скандал. Родители возмутились тем, что в квитанциях об оплате за охрану значился ЧОП, зарегистрированный в Якутии. Каневчан больше всего возмутило то, что платят не своим казакам, а якутским дельцам. В дело снова вмешалась прокуратура. Ведь сбор денег на охрану – поборы чистой воды. Дело кончилось тем, что казакам даже не заплатили.
Кубанское казачье войско и любое другое, состоящее в реестре – это некоммерческие организации и, все они, согласно федеральному законодательству, могут получать государственную поддержку из бюджетов различных уровней напрямую.
Правда, попытки что-нибудь охранять в ККВ не оставили. В структуре войска уже создано головное казачье охранное предприятие. Уже создаются краевые филиалы, по последним данным пока их 11. Эту работу как раз и курируют в ГУ «Казаки Кубани», возглавляет которое, к слову, первый заместитель атамана ККВ Николай Перваков.
А создание охранного предприятия – это не что иное, как очередная попытка все же вооружить казаков. И получить во всех смыслах подконтрольное кубанскому белому дому силовое подразделение.
Финансовый проводник
И все же в том, что ГУ «Казаки Кубани», прежде всего, проводник бюджетных средств для поддержки казачества, лишний раз свидетельствует документ «Государственная программа Краснодарского края «Казачество Кубани». На реализацию рамочных мероприятий в 2014 – 2016 годах выделят свыше трех миллиардов рублей (31110181000, если уж быть совсем точным).
Соответствующее постановление было подписано губернатором Александром Ткачевым 2 октября 2013 года. Эта программа предусматривает финансирование казачьих обществ, которые задействованы в охране правопорядка и помогают бороться со стихийными бедствиями и ликвидацией их последствий, а также на пропаганду здорового образа жизни и спорта, духовной культуры, а также улучшение условий в кадетских корпусах.
Самое интересное, что государственное казенное учреждение Краснодарского края «Казаки Кубани» числится вторым в списке исполнителей программных мероприятий, наряду с администрацией края. Конечный же получатель средств – Кубанские войсковое казачье общество и его первичные организации.
«Возрождение казачества» – это, прежде всего, возрождение его как этнокультурной общности, а не просто «службы».
Известие о «золотом дожде» не то чтобы неожиданное, оно вызвало неоднозначную реакцию как в кубанском интернете, так и за его пределами. На форуме Кубань.ру, например, в посвященной этому теме высказывались сомнения о целесообразности расходования миллиардов на подобные цели.
«По мне, так лучше бы систему канализаций нормальную сделали, а то каждый раз из-за дождя город в воде утопает», – завершила свое сообщение пользователь под ником «Роза Васильевна».
Другие оценки были еще более жесткими – досталось и Ткачеву за «разбазаривание бюджета», и Путину за его поддержку и всего прочего.
За пределами Сети корреспондент КАВПОЛИТА обнаружил и более лояльных людей.
«И пусть выделяют деньги на казачьи дружины, кадетские корпуса, создают охранные предприятия. Это все равно дополнительные рабочие места в селах, где работы уже давно нет. Все ж лучше, когда на Кубань вахтовым методом приезжают что-то охранять москвичи», – говорит случайный прохожий Олег Мамонтов, к которому корреспондент КАВПОЛИТА обратился с соответствующим вопросом.
Но даже если отвлечься от всего этого и принять версию, что казачество нуждается в государственной поддержке, вопросы остаются.
Является ли реальной поддержкой казачества финансирование «казачьих дружин», которые, несмотря на все усилия краевого агитпропа, значительной частью нашего общества не воспринимается иначе как «ряжеными»? Ведь неоднократно говорилось, что «возрождение казачества» – это, прежде всего, возрождение его как этнокультурной общности, а не просто «службы». Кубанские этнографы уже давно бьют тревогу, что во время фольклорных экспедиций выявляется очень тревожная тенденция – традиционная казачья культура, от которой остаются лишь разрозненные фрагменты, смысл которых уже мало кто осознает. Так же, как и размывается, фактически исчезает и собственно казачье население в кубанских станицах, теряет собственную идентичность. А словосочетание «кубанский казак», по мнению многих экспертов, вскоре станет торговой маркой.
http://newsland.com/news/detail/id/1321264/
Чему и кому служат сегодня казаки? Задаться этим вопросом заставило сообщение о создании в Ростовской области казенного учреждения «Казаки Дона». Как сообщили корреспонденту КАВПОЛИТА в пресс-службе министерства внутренней и информационной политики Ростовской области, этот вопрос рассматривался несколько дней назад, 5 февраля, на заседании регионального правительства.
«Казаки Дона»
Структура будет создана в целях реализации государственной политики в отношении казачества. Учредителем его станет правительство Ростовской области. Штаб ГКУ «Казаки Дона» будет находиться в Новочеркасске, на проспекте Ермака, 23. Штатная численность работников учреждения не превысит 247 человек.
Произойдет это уже после того, как губернатор области Василий Голубев подпишет постановление о создании ГКУ «Казаки Дона». Главе департамента по делам казачества Игорю Казарезову поручено в четырехмесячный срок утвердить устав нового учреждения, согласовав его с региональным министерством финансов. Кроме того, Игорю Казарезову необходимо принять решение о назначении директора учреждения на конкурсной основе и успеть в срок заключить с ним трудовой договор, а также составить штатное расписание на 2014 год.
По большому счету подобный шаг – это последствие «бархатной» революции, произошедшей в Донском казачестве еще в прошлом году, когда атаманом ВВД стал тогда еще бывший вице-губернатором Ростовской области Виктор Гончаров. Лишился своего поста 9 января 2014 года.
Он сменил атаманившего 12 лет Виктора Водолацкого – человека неординарного, славившегося различными, подчас даже скандальными заявлениями. Персоны столь яркой, что его кандидатура нередко всплывала, когда освобождалась очередная высокая чиновничья должность в ЮФО и СКФО. Одно время его фамилия даже мелькала среди кандидатов на должность губернатора Ставрополья.
Практика, когда атаман является или в недалеком прошлом был крупным чиновником, в общем-то, распространена во всех регионах, где существуют реестровые казаки.
О том, что в ВВД будут структурные изменения, Виктор Гончаров намекал спустя несколько недель после того, как его избрали атаманом ВВД
«Нагрузка выросла. Поэтому возникла потребность реинжиниринга в системе управления структур, которыми я ведаю. Определенные перемены произойдут в структурах и Войска, и областного правительства. Я поставил срок – сделать это максимум до середины ноября. Если получится, как задумано, то в течение года сила и влияние ВВД резко возрастут. Губернатор области Василий Голубев нас в этом поддерживает», – рассказывал атаман в многочисленных интервью.
Плюс ко всему, на официальной веб-странице реестрового донского казачества сам атаман обозначил и задачи, которые должны решать казаки в ближайшее время. В частности, заниматься охраной общественного порядка, природы и окружающей среды. Особое внимание должно уделяться физической подготовке в казачьих кадетских заведениях, школах с казачьей составляющей и местных детских садах.
Казачий генератор идей
Если проанализировать всю информацию, выданную казачьими пиарщиками в начале февраля, можно без труда заметить, что все эти процессы, начиная с 2007 года, протекали и в Кубанском казачьем войске, где, кстати сказать, ГКУ «Казаки Кубани» существует уже несколько лет. В его штате более 800 казаков. В том числе атаманы отделов, 44-х районов, штабов, станиц и других, 32 спортивных инструктора, которые работают по развитию казачьих видов спорта, а также 38 руководителей творческих коллективов.
Вокруг создания этого учреждения в свое время было сломано немало копий: а нужно ли оно вообще?
В частности, бывший атаман ККВ Владимир Громов высказывался и высказывается вполне однозначно.
«Я в то время говорил, говорю и сейчас. Кубанское казачье войско и любое другое, состоящее в реестре, – это некоммерческие организации и, все они, согласно федеральному законодательству, могут получать государственную поддержку из бюджетов различных уровней напрямую. Так что создание подобной структуры – во-первых, это лишнее свидетельство недоверия к казачеству, во-вторых, стремление чиновников взять под контроль финансовые потоки в войске. Но зачем нужен еще один столь влиятельный казак-чиновник в ВВД, непонятно», – прокомментировал в телефонной беседе Владимир Прокофьевич, когда услышал от корреспондента КАВПОЛИТА новость о создании ГКУ «Казаки Дона».
Других смыслов в создание государственного казачьего учреждения атаман не вкладывает. Впрочем, скорее всего, их и нет. Все задачи, которые поставлены перед донскими казаками в нынешнем году, с различной степенью успешности пытаются решить и кубанские казаки.
Прошлый, 2013 год, в этом смысле оказался знаковым. В городах и станицах Кубани казаки все же вышли патрулировать улицы. Но кроме значка дружинника и соответствующего удостоверения члена ДНД никаких полномочий не получили.
Попытка вооружить казачьи дружины тоже обернулась пшиком. Прокуратура посчитала это стремление незаконным. Правда, пустые кобуры в казачьем обмундировании в мае прошлого года порядком повеселили народ.
Предпринимали казаки и робкие попытки охранять образовательные учреждения. Но и они оказались, мягко говоря, неудачными. Так, в Каневском казачьем хуторском обществе казаки-охранники, нанятые одним из ЧОПов, по собственной инициативе выходили на работу в полном обмундировании. И до некоторых пор к ним не было никаких нареканий. Пока не грянул скандал. Родители возмутились тем, что в квитанциях об оплате за охрану значился ЧОП, зарегистрированный в Якутии. Каневчан больше всего возмутило то, что платят не своим казакам, а якутским дельцам. В дело снова вмешалась прокуратура. Ведь сбор денег на охрану – поборы чистой воды. Дело кончилось тем, что казакам даже не заплатили.
Кубанское казачье войско и любое другое, состоящее в реестре – это некоммерческие организации и, все они, согласно федеральному законодательству, могут получать государственную поддержку из бюджетов различных уровней напрямую.
Правда, попытки что-нибудь охранять в ККВ не оставили. В структуре войска уже создано головное казачье охранное предприятие. Уже создаются краевые филиалы, по последним данным пока их 11. Эту работу как раз и курируют в ГУ «Казаки Кубани», возглавляет которое, к слову, первый заместитель атамана ККВ Николай Перваков.
А создание охранного предприятия – это не что иное, как очередная попытка все же вооружить казаков. И получить во всех смыслах подконтрольное кубанскому белому дому силовое подразделение.
Финансовый проводник
И все же в том, что ГУ «Казаки Кубани», прежде всего, проводник бюджетных средств для поддержки казачества, лишний раз свидетельствует документ «Государственная программа Краснодарского края «Казачество Кубани». На реализацию рамочных мероприятий в 2014 – 2016 годах выделят свыше трех миллиардов рублей (31110181000, если уж быть совсем точным).
Соответствующее постановление было подписано губернатором Александром Ткачевым 2 октября 2013 года. Эта программа предусматривает финансирование казачьих обществ, которые задействованы в охране правопорядка и помогают бороться со стихийными бедствиями и ликвидацией их последствий, а также на пропаганду здорового образа жизни и спорта, духовной культуры, а также улучшение условий в кадетских корпусах.
Самое интересное, что государственное казенное учреждение Краснодарского края «Казаки Кубани» числится вторым в списке исполнителей программных мероприятий, наряду с администрацией края. Конечный же получатель средств – Кубанские войсковое казачье общество и его первичные организации.
«Возрождение казачества» – это, прежде всего, возрождение его как этнокультурной общности, а не просто «службы».
Известие о «золотом дожде» не то чтобы неожиданное, оно вызвало неоднозначную реакцию как в кубанском интернете, так и за его пределами. На форуме Кубань.ру, например, в посвященной этому теме высказывались сомнения о целесообразности расходования миллиардов на подобные цели.
«По мне, так лучше бы систему канализаций нормальную сделали, а то каждый раз из-за дождя город в воде утопает», – завершила свое сообщение пользователь под ником «Роза Васильевна».
Другие оценки были еще более жесткими – досталось и Ткачеву за «разбазаривание бюджета», и Путину за его поддержку и всего прочего.
За пределами Сети корреспондент КАВПОЛИТА обнаружил и более лояльных людей.
«И пусть выделяют деньги на казачьи дружины, кадетские корпуса, создают охранные предприятия. Это все равно дополнительные рабочие места в селах, где работы уже давно нет. Все ж лучше, когда на Кубань вахтовым методом приезжают что-то охранять москвичи», – говорит случайный прохожий Олег Мамонтов, к которому корреспондент КАВПОЛИТА обратился с соответствующим вопросом.
Но даже если отвлечься от всего этого и принять версию, что казачество нуждается в государственной поддержке, вопросы остаются.
Является ли реальной поддержкой казачества финансирование «казачьих дружин», которые, несмотря на все усилия краевого агитпропа, значительной частью нашего общества не воспринимается иначе как «ряжеными»? Ведь неоднократно говорилось, что «возрождение казачества» – это, прежде всего, возрождение его как этнокультурной общности, а не просто «службы». Кубанские этнографы уже давно бьют тревогу, что во время фольклорных экспедиций выявляется очень тревожная тенденция – традиционная казачья культура, от которой остаются лишь разрозненные фрагменты, смысл которых уже мало кто осознает. Так же, как и размывается, фактически исчезает и собственно казачье население в кубанских станицах, теряет собственную идентичность. А словосочетание «кубанский казак», по мнению многих экспертов, вскоре станет торговой маркой.
http://newsland.com/news/detail/id/1321264/